Технологии управления жизненным циклом продукта в российской индустрии


Технологии управления жизненным циклом продуктаВопреки мнению скептиков, современные информационные технологии повышающие эффективность производства активно внедряются в российской промышленности, позволяя целому ряду ее отраслей развиваться в ногу со временем и предлагать рынку конкурентоспособную продукцию. Аэрокосмическая, автомобильная, судостроительная, оборонная, энергетическая промышленности быстро осваивают современные технологии инжиниринга, проектирования, цифрового производства и моделирования.

Интерес к технологиям управления жизненным циклом изделия (PLM) российская промышленность проявила в 1990-е годы, особенно в сфере автоматизации проектирования. Первые внедрения этих решений произошли только в 2000-х годах в авиационной отрасли и в машиностроении. Сегодня даже индустрия моды и российская промышленность товаров повседневного спроса разрабатывают свою продукцию не с помощью карандаша и ватмана, а в среде 3D-проектирования, которую используют их коллеги — конкуренты во Франции, США или в Индии. К сожалению, некоторые отрасли, выступающие за рубежом в качестве двигателей прогресса, например, электроника, фармацевтика, медицинское оборудование, в России еще недостаточно развиты, чтобы служить локомотивом спроса на высокие технологии. Другие индустрии еще не до конца оправились от кризиса: строительство, представляющее большой и прибыльный бизнес, еще только подходит к этапу использования современных систем 3D-проектирования, цифрового производства и моделирования. Тем не менее, по данным аналитиков CIMData, весь мировой рынок PLM-систем составил в 2011 году около 30 миллиардов долларов, темпы роста — 15 процентов к 2010 году, а PLM-рынок России растет опережающими темпами по сравнению с общемировыми показателями.

Благодаря широкому применению композиционных технологий 3D в авиастроении стала возможна разработка таких уникальных авиасудов, как Boeing 787. 7 августа 2007 г. был осуществлен весь цикл выпуска модели самолета 787 в виртуальном окружении. 16 терабайт данных по проектированию, производству и сборке определили цифровую модель самолета и каждой его детали, вплоть до каждого винта и болта. Виртуально передвигая некоторые детали из алюминия или даже титана, инженеры могли оценить, будет ли работать создаваемая ими конструкция и какое влияние окажет на другие компоненты задолго до начала производства. Стало понятно, как будут объединены крылья и фюзеляж во время финальной сборки. Для того, чтобы добиться таких результатов компании Boeing и ее партнеры использовали новую бизнес-модель, которая основана на виртуальном пространстве, где работа ведется непрерывно круглые сутки. Эта бизнес-модель создана таким образом, что позволяет совершенствовать все параметры проектирования и производства, а также экономические параметры и параметры эксплуатации самолета.

С помощью 3D-решений, компания «Гражданские самолеты Сухого» может моделировать весь процесс проектирования самолетов, начиная от предварительного предпроектного этапа до детального дизайна, анализа, имитации, сборки и обслуживания авиасудов, что позволяет устранить ошибки на уровне концепций проектирования и сократить расходы. Прорыв в области изменения бизнес-процессов и технологий позволит компании применять принципиально новые инновационные методы разработки самолетов.

Среди российских компаний, активно адаптирующих технологии 3D необходимо отметить АвтоВАЗ. Автомобилестроительный концерн ведет очень активную модернизацию — и производственных линий, и подразделений по проектированию новых моделей, и инжиниринговых структур. По открытой для рынка информации, предприятие осуществляет большие инвестиции в обновление технологий, ожидается запуск новых современных автомобильных проектов в ближайшие годы. Более 75 миллиардов рублей составляют инвестиции, полученные по линии «Ростехнологий». Альянс АвтоВАЗ — Renault намерен не только поддерживать в Тольятти автомобильное производство, но и развивать его по лучшим мировым стандартам. Автомобилестроители хотят проектировать безопасные, экологичные и «умные» автомобили, отвечающие конкретным потребностям заказчиков. Платформа 3DEXPERIENCE поможет разработчикам перейти от определения характеристик автомобиля к работе, связанной с испытанием новых изделий, от решений до начала производства.

У самого Renault огромный опыт, более двух лет в компании реализовывалась масштабная программа внедрения нового поколения технологий 3D. Организация разработок Renault была преобразована в единую систему, основанную на унифицированной платформе для совместной работы, а также — на новейших решениях, внедряемых во все инженерные подразделения. Ядром стратегии Renault по преобразованию своего цикла разработки изделия являются средства визуализации всего жизненного цикла, позволяющие объединить работу подразделений, которые находятся в разных частях планеты. Поэтому можно ожидать, что знания, накопленные Renault, будут использоваться в процессе модернизации АвтоВАЗа, включая инжиниринговые подразделения. Кстати, руководитель АвтоВАЗa по инжинирингу — француз, — бывший сотрудник Renault, у него большой опыт работы по перевооружению и модернизации производств.

Глубоко заинтересована во внедрении PLM технологии и российская компания ОАО «Росатом». Совместно с Dassault Systèmes госкомпания сегодня располагает готовым прототипом системы управления жизненным циклом сложного инженерного сооружения, также совместно инжиниринговым центром «Росатома» компанией НИАЭП создан каталог по закупкам оборудования для строительства — в этом году будет завершена подготовительная фаза работ. Планируется следующий шаг сотрудничества, а именно работа над проектом Нижегородской атомной станции — это будет первый объект, сооружаемый по проекту ВВЭР-ТОИ. Внедрение PLM-систем на предприятиях атомной отрасли на сегодня представляет актуальную и вместе с тем сложнейшую задачу, которая, по мнению российских специалистов, должна решаться индивидуально на каждом крупном объекте с учетом имеющихся ресурсов. Аналогичные задачи сегодня решают все мировые компании атомной отрасли, занятые в сфере проектирования и строительства АЭС.

Сегодня очень важно объединить усилия в области исследований: у Dassault Systèmes есть российский научный партнер, в Новосибирске, то есть некоторые решения разрабатываются международной командной совместно. И в России, и на территории СНГ ученые, инженеры, консультанты постоянно дополняют программное обеспечение собственными разработками, которые используются при внедрении систем. Могу уверенно сказать, что сильная российская инженерная школа, высокий уровень подготовки специалистов помогли в прошлом году добиться в России значительного большего роста PLM-рынка, чем общемировой уровень.

Развивая концепцию внедрения устойчивых инноваций, Dassault Systèmes с интересом наблюдаем за развитием иннограда Сколково, обсуждая возможность создания центра исследований и разработок.

IT TRademark: Если нет возможности сходить за лекарствами в аптеку, то аптека на дом москва сама к вам придет. Заказать лекарства в аптеке можно на дом.

 

 

Оставить комментарий